Шанова З.К. Болгария в мировом культурном контексте

image_pdfimage_print

796 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

// Материалы IХ Державинских чтений. Часть 2. СПб., 2004. С.3-8.

Земли, занимаемые ныне болгарами, были населены фракийцами в 1 тысячелетии до н.э. и до первых веков н.э. Фракийская культура – самая старая культура в восточной части Балканского п-ва. Благодаря раскопкам, проведенным болгарскими специалистами, мир познакомился с предметами материальной культуры древнейших жителей Европы фракийцев: наскальные рельефы (свыше 1500) и бронзовые статуетки (свыше 100), изображающие всадника, Панагюрский золотой клад (9 предметов, более 6 кг золота), Казанлыкская гробница с уникальными фресками и др. – все это важные источники изучения фракийской культуры.

Спартак, вождь крупнейшего в Италии восстания рабов (1 в. до н. э.), один из символов мужества, храбрости, стойкости, был уроженцем Фракии. Орфей, сын музы Калиопы, изобретатель музыки, согласно греческой мифологии, был фракийским певцом. Мифы об Орфее – частый сюжет в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

Отдельные элементы фракийской культуры были восприняты болгарской культурой, главным образом в области народных обычаев, поверий, танцев, музыки. Знаменитый Мадарский всадник (рельефное наскальное изображение болгарского владетеля УШ века) создан, как считают ученые, также под влиянием фракийской традиции.

Фракийский язык, на котором говорили до У1 века, был реконструирован и описан болгарским языковедом акад. Вл.Георгиевым. Учеными-лингвистами дискутируется вопрос о возможном влиянии фракийского языка на морфологическую и синтаксическую систему болгарского и др. языков балканского ареала.

К 1 в. н. э. земли, где сейчас находится Болгария, были завоеваны Римом, после 395 г. (после распада Великой Римской империи) вошли в состав Восточной Римской империи (Византии). При раскопках на территории Болгарии обнаружено немало объектов греко-римской культуры, напр., в Пловдиве – античный театр, арена в центре города, в Софии – церковь Св.Георгия (ротонда 1У в.), церковь Св.Софии (где сохранился мозаичный пол 1У в.) и т.д.

Интересна судьба многих городов Болгарии:

Несебыр – фракийский город Месамбрия, основанный в конце II тысячелетия до н.э., около 510 г. до н.э. превращен в греческую колонию. В 72 г. до н.э. город был оккупирован римскими войсками. В 812 г. захвачен ханом Крумом. Несколько раз переходил под византийскую власть.

Созополь возник на месте древнегреческой колонии Аполлонии, с 4 в. называется Созополь – «город спасения». В составе Болгарии с 813 г. , в ХШ-Х1У вв. – богатый болгарский город.

Пловдив находится на месте древнего поселения эпохи неолита. При Филиппе П Македонском (342-341 до н.э.) – это крупный центр, названный в его честь Филиппополис (превратившийся во фракийском языке в Пулпудева, а позже в славянском языке в Плъндив). После захвата Фракии римлянами город получил название Тримонциум (трихолмие). При хане Круме вошел в состав болгарского государства, но несколько раз переходил во владение Византии. Турки захватили город в 1364 г. и назвали его Филибе, а с ХУ1 в. – Пловдив. После Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Пловдив – столица Восточной Румелии. После воссоединения Болгарии – второй по величине город в стране.

Раскопки, проведенные болгарскими специалистами, обогатили мировую археографическую науку сведениями о материальной культуре народов, населявших эти земли, ставших этническим компонентом при формировании болгарской народности.

Дата первого упоминания Болгарского государства – 681 год. К этому времени проникшие на Балканский полуостров протоболгары образовали союз с появившимися там веком-двумя ранее славянами. Первая болгарская столица Плиска была построена в конце УП в. на месте более раннего славянского поселения. При раскопках обнаружены фундаменты дворцов, языческих храмов первой столицы.

При князе Борисе христианство становится официальной религией Болгарии (865). Борис принял при своем дворе учеников Кирилла и Мефодия, что способствовало утверждению в Болгарии славянской письменности и славянского характера болгарской народности и культуры.

При царе Симеоне (893-927) столица Болгарии была перенесена в Преслав, где в конце 1Х в. был создан просветительский центр Преславская книжная школа, с которой связана деятельность Наума, Константина Преславского, Иоанна Экзарха, Черноризца Храбра и др. Болгарское царство переживает расцвет литературы, искусства, архитектуры – Золотой век болгарской культуры. Отсюда славянская письменность распространяется в другие славянские земли. На выставке представлен Симеонов сборник – четвероевангелие, сохранившееся в списке, сделанном для русского князя Святослава.

Одним из выдающихся творений болгарских художников и зодчих периода Второго болгарского царства является Боянская церковь, где сохраняются росписи 1259 г., среди которых уникальные портреты царя Константина-Асена с царицей Ириной и севастократора Калояна с женой Десиславой и др. По мнению специалистов, болгарский художник реализмом и психологизмом изображения предвосхитил искусство итальянского Ренессанса.

На стенде выставлено фототипическое воспроизведение Четвероевангелия, созданного в 1356 г. по заказу царя Ивана-Александра (1331-1371) и хранящегося сейчас в Лондоне. Евангелие содержит 366 миниатюр, изображающих евангельские сцены, а также портреты царя, царицы, их детей. Миниатюры свидетельствуют о расцвете болгарской миниатюрной живописи Х1У в.

Для Ивана-Александра была переведена на болгарский язык также хроника византийского писателя Манассии (ХП в.) – стихотворное произведение о важнейших мировых событиях. Этот перевод интересен тем, что содержит добавки – 19 эпизодов из болгарской истории. Важнейшие из шести сохраненных списков перевода – Московский (его издание представлено на выставке) и Ватиканский, т.к. они иллюстрированы цветными миниатюрами, которые ученые оценивают как шедевры болгарского средневекового искусства.

Тяжелейшим испытанием для болгарского народа было османское иго. Но и в эти суровые годы жизнь в монастырях не замирает. Так Евфимий Тырновский, заточенный в Бачковский монастырь после падения Болгарии, продолжает там свою деятельность. Его ученик Григорий Цамблак в 1414 г. становится митрополитом Киевским, развивает обширную книжную деятельность в Болгарии, Сербии, России, Молдавии, Литве. Еще один ученик Бачковской школы Владислав Грамматик – известный сторонник южнославянского культурного сближения.

Знаменитый Рильский монастырь, основанный Иваном Рильским в Х в., несколько раз разорялся и сжигался в период турецкого ига, но вновь отстраивался и оставался центром культуры и национального духа в самые тяжелые годы болгарской истории. В монастыре сохранились ценные иконы, рукописные и старопечатные книги. В 1961 г. Рильский монастырь объявлен национально-историческим памятником культуры.

Паисия, монаха Хилендарского монастыря на Афоне, называют первым идеологом Болгарского национального возрождения, который в своей «Истории Славяноболгарской» (1762), проникнутой глубоким патриотизмом, призывал болгарский народ к пробуждению. Первым переписчиком (1765) «Истории» стал Стойко Владиславов, впоследствии Софроний Врачанский, автор первой печатной болгарской книги «Кириакодро?мион, или неделник с различны поучения» (1806). В 1824 г. был напечатан первый болгарский букварь – «Рибен буквар» Петра Берона. В 1835 г. в Габрове открылась первая болгарская школа. Это были очень важные события в болгарской истории, но чтобы преодолеть культурную отсталость, необходимо было прежде всего освободиться от тяжкой политической зависимости.

Все 500 лет рабства болгарский народ сопротивлялся насилию. Создавались вооруженные отряды народных мстителей, поднимались восстания. Болгария помнит имена народных защитников Стефана Караджи, Хаджи Димитра, апостола свободы Васила Левского, поэта-революционера Христо Ботева и многих других.

В Х1Х в. общественность всех европейских стран выражала озабоченность по поводу событий, происходивших на Балканах – народные восстания против турецкого насилия, жестокое подавление турками народного сопротивления. Страдания православного болгарского народа особенно близко воспринимались в России. Под воздействием общественного мнения Александр П объявляет Турции войну. В результате победы России в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Болгария была освобождена от пятивекового турецкого гнета. Только став независимым, болгарский народ получил возможность самостоятельного культурного развития и в достаточно короткий срок сумел преодолеть многовековую отсталость.

Уже в 1878 г. была создана Народная библиотека, сейчас носящая имя Кирилла и Мефодия. Основанное в 1869 г. в г.Браила (Румыния) Болгарское научное общество (Българско книжовно дружество) после Освобождения было переведено в Софию и в 1911 г. было переименовано в Болгарскую Академию наук. В 1888 г. в Софии открылось первое высшее учебное заведение, которое с 1905 г. стало называться университетом им. Климента Охридского. Сейчас в Болгарии десятки университетов и других учебных заведений. В Академии наук и в других научных и вузовских центрах проводятся многочисленные международные научные конференции. Летом в Софии и Тырнове проводятся получившие широкую известность международные семинары болгарского языка и культуры.

В 1904 г. в Софии был открыт первый постоянный драматический театр – Народный театр им. Ивана Вазова, в 1907 г. для театра было построено знакомое всем нам здание. Сейчас в Софии и по всей стране десятки театров, ставящих интересные постановки болгарских и зарубежных авторов.

В 1900 г. была написана первая болгарская опера – «Сиромахкиня» от Е.Манолов. В 1908 г. начала свою деятельность «Болгарская оперная дружба», переименованная в 1921 г. в Народную оперу. В 1921 г. была создана Государственная музыкальная академия. В 1930-1940-е гг. ставились оперные спектакли болгарских авторов, напр., «Цар Калоян» П.Владигерова, «Янините девет братя» Л.Пипкова и др. Мировую известность завоевали певцы Р.Кабаиванска, Н.Гяуров, Д.Узунов, Н.Николов, Б.Христов и др. На выставке представлена книга знаменитого болгарского тенора П.Райчева, переведенная известным петербургским коллекционером, доцентом нашей кафедры М.П.Мальковым.

В Болгарии проводятся международные музыкальные фестивали и конкурсы – Варненское лето, Мартовские музыкальные дни в Русе, Международный конкурс молодых оперных певцов в Софии, Софийские музыкальные недели, «Золотой Орфей» и др.

Болгария – один из центров международного туризма. В 2003 г. Болгарию посетили около 6 млн. человек. Иностранцев привлекает не только черноморское побережье с золотым песком, курорты с минеральными источниками, прекрасные условия для горнолыжного спорта, но и многочисленные археологические, исторические, этнографические, художественные музеи, знакомящие посетителей с увлекательным прошлым этих земель, раскрывающие особенности национальной культуры, являющейся частью мировой. Согласно Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой на 17 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.1Х.1972, девять объектов на территории Болгарии находятся под охраной ЮНЕСКО: Боянская церковь, Мадарский всадник, Фракийская гробница в г.Казанлык, Пещерные церкви в Иваново, старая часть г.Несебыра, Рильский монастырь, Фракийская гробница в Свештанах, Национальный парк Пирин, Природный резерват Сребырна. Это далеко не полный список объектов, имеющих общекультурную ценность. Болгары с любовью и вниманием сохраняют все памятники культуры.

Выставка призвана подчеркнуть успехи болгарского народа в сохранении культурного наследия прошлого и в развитии современной науки, культуры, искусства, в стремлении быть в одном ряду с передовыми странами. Болгарская культура стала частью мировой культуры, при этом не утратила своей специфики, языка, национального своеобразия и развивается с использованием опыта и общих закономерностей мирового культурного процесса.

Запись опубликована в рубрике Болгаристика с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.