Шанова З.К. Литература о богомильстве в фондах Библиотеки РАН

image_pdfimage_print

// Материалы XII Державинских чтений. Современность и исторические проблемы болгаристики и  славистики. Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007. С. 35-36.

К XII Державинским чтениям в Славянском читальном зале Библиотеки Российской академии наук организованы выставки, приуроченные к юбилеям – к 1080-летию богомильского учения в Болгарии и к 100-летию болгарского писателя Э.Станева. Богатейшие фонды Библиотеки РАН позволяют широко осветить самые разные темы, конференция Державинские чтения ежегодно использует эту возможность, представляя обширную литературу на тематических выставках. Две выставки в этом году оформлены студентами 1 курса: к 170-летию Васила Левского выставку подготовила Алёна Пучина, которая прочитает доклад на студенческой конференции 11 апреля 2007 г.; к 160-летию Христо Ботева выставку подготовили Аня Белова и Настя Пригожина, которые выступят 16 мая на конференции молодых славистов «Диалог славянских культур». Эти заседания также пройдут в Славянском читальном зале Библиотеки РАН.

Литература о богомильстве в фондах Библиотеки РАН

Богомильство, чьё 1080-летие отмечается в 2007 г., – яркое явление духовной жизни средневековой Болгарии. Самое раннее свидетельство об этом учении содержится в «Беседе против богомилов» Пресвитера Козьмы (сер. Х в.), который связывает учение с попом Богомилом. Последователи его учения называются богомилами. В Бориловом синодике (1211 г.) говорится, что поп Богомил «воспринял манихейскую ересь и распространил её в болгарской земле»[1]. Возникновение богомильства, дуалистического учения о двух сынах Божиих, представителях двух начал – доброго и злого, связывают также с павликианством и масалианством.[2] Богомилы отрицали православные обряды, проповедовали, что и мир, и человек двойственны по своей природе, борьба добрых и злых начал происходит и в обществе, и в человеке непрестанно, мир создан Богом, но управляет им Сатана. Ученые подчеркивают социальный характер богомильства, сопротивление феодальному гнету: «Хулят богатых, учат не подчиняться господам».[3]

Ученых России тема богомильства привлекала давно. Первый руководитель кафедры славянских языков и наречий в Петербургском университете П.И. Прейс (1810-1846) написал докторскую диссертацию о богомилах, но из-за ранней смерти не успел её защитить.[4] В. Левицкий писал о богомильстве, что это «своеобразная религия, враждебная христианству…, отрицание христианства»,[5] «зародилось при неразвитости христианского сознания на родине богомильства в Болгарии, при свежести языческих преданий, при воздействии сторонних явлений, враждебных христианству».[6] Теме богомильства посвятили свои исследования также П.А. Флоренский, Н.С. Державин, Ю.К. Бегунов, Г.Г Литаврин и др.[7]

После падения Болгарии под турецкое иго в конце XIV в. христианская церковь и религия утрачивают роль крепителей феодальной власти. Богомильство проникает в Византию, Сербию, Боснию, Италию, Францию. Во всех исторических исследованиях, посвященных средневековой Болгарии, Византии, Сербии, в трудах по истории веры и религиозных течений говорится о богомильстве. На выставке представлены книги на сербском, македонском языках, перевод двухтомника Мирчи Элиаде «История веры и религиозных идей», в которых авторы пишут о богомильстве и его влиянии на развитие еретических учений в Европе (стригольники в России, катары в Итиалии, альбигойцы во Франции).[8] Выставка не может отразить всего богатства литературы, посвященной теме богомильства, более подробную информацию можно получить из библиографии Кр.Генчевой.[9]

[1] Д.Ангелов. Богомил // Кирило-Методиевска енциклопедия. Т.1. А-З. София, 1985. С. 208; см. также представленные на выставке книги: Й. Иванов. Богомилски книги и легенди. С., 1925. Фототипно издание. София, 1970; Клинчаров И. Поп Богомил и неговото време. София, 1947. С. 184; Д. Ангелов. Богомилството в България. 3. изд. София, 1980; Д. Ангелов. Богомильство в Болгарии /Пер. с болг. Н.Н. Соколова. Ред. и предисловие З.В. Удальцовой. М., 1954; Д. Ангелов. Човекът според християнската религия // Обществото и обществената мисъл в средновековна България /Х1-Х1У в./. София, 1979. С. 78-97; Д. Ангелов. Из средновековното ни минало. Държава, народност, култура. София, 1990. С. 337-376;Д. Ангелов. Покръстване на българите и последиците от него // История на средновековната българска държава и право. София, 1992. С. 118-121;

2 Д.Ангелов. Богомилство // Кирило-Методиевска енциклопедия. Т.1. А-З. София, 1985. С. 212.

3 Там же. С.213.

4Ягич И.В. История славянской филологии. СПб., 1910 (М., 2003. С. 367).

5 Левицкий В. Богомильство – болгарская ересь Х-ХIV вв. // Христианские чтения. С.-Петербургская духовная академия. 1870. № 1. С. 29.

6 Там же. С. 32.

7 Веселовский А. Калики перехожие и богомильские странники // Вестник Европы. 1877. № 4. С. 682-722; Флоринский Т.Д., магистр слав. фил. выпуска 1876. К вопросу о богомилах // Сборник статей по славяноведению, составленный и изданный учениками В.И. Ламанского по случаю 25-летия его ученой и профессорской деятельности. СПб.,1883. С.33-40; Державин Н.С. История Болгарии. Т.1. М.-Л., 1945; Бегунов Ю.К. История открытия и издания «Беседы на новоявившуюся ересь Богомилу» болгарского писателя Козмы Пресвитера // Славянска филология. София, 1963. № 4. С.177-203; Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в Х1-ХП вв. М., 1960;. Литаврин Г.Г Культурные связи Древней Руси и Византии в Х-ХП вв. (Опыт исторической характеристики). М., 1971; Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (1Х-нач.ХП в.). СПб., 2000; Византия. Средиземноморье. Славянский мир // К ХУШ Международному конгрессу византинистов. МГУ, 1991.

8 Ташковски Др. Богомилското движение. Скопjе, 1949; Богомилството на Балканот во светлината на наjновите истражувања. Материјали од симпозиумот одржан во Скопје на 30, 31 мај и 1 јуни 1978 г. Скопје, 1982; Драгоjлович Др. Богомилство на Балкану и у Малоj Азиjи. Богомилски родоначалници. Београд, 1974; Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Т. II. М., 2002.

9 Гечева Кр. Богомилството. Библиография. София, 1997.

Поделиться ссылкой на эту публикацию в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Информация с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.